Образовательная деятельность
Особенности развития детей раннего возраста
Ранним возрастом принять считать возраст ребеночка от 1 годика и до 3 лет. Это очень захватывающий возраст, при котором малыш интенсивно впитывает всю информацию, а родители стараются развивать в малыше все необходимые качества, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни. Особенности развития детей раннего возраста в этот промежуток времени появляются в желании быть более самостоятельным, независимым, хотя он также неразрывно связан с родителями, ведь постоянно нуждается в помощи, внимании и оценке его поступков.
Такая противоречивая ситуация находит свое разрешение в социальной ситуации развития малыша, когда появляется сотрудничество или совместная деятельность родителей и ребенка.
Также изменяется ведущая деятельность малыша. Если в возрасте до годика он еще не знал назначение и способ действия того или иного предмета, то в раннем возрасте примерно ко второму году жизни малыши уже понимают назначение основных предметов и имеют представление о том, как этим предметом можно действовать. Взрослые не просто дают ребенку предмет, но и передают знания, способ действия этим предметом.
Особенности развития детей раннего возраста характеризуются интенсивным психическим развитием. То есть у малыша развивается активная речь, деловое общение с родителями и предметная деятельность. Также у малышей появляется произвольное поведение, самостоятельность и самосознание, появляется делание общаться со сверстниками, а также в его жизнь входят игры. В этом возрасте ребенок совершенно по-особому реагирует на действительность. Эта его реакция получила название ситуативность. Заключается она в зависимости поведения ребенка, а также его психики от воспринимаемой ситуации.
Еще одной особенностью развития детей раннего возраста стало то, что малыш начинает общаться со сверстниками. Это его тяга продиктована интересом к другому человеку, желанием получить новые впечатления. Это общение развивается поэтапно. Сначала у ребенка возникает интерес к сверстнику, затем появляется желание привлечь его внимание к себе, демонстрируя свои успехи. И уже позже, к третьему году жизни у ребенка возникает чувствительность к отношению сверстника, а также зеркальное отражение движений и действий партнера. В этом возрасте общение детишек непосредственное, ненормативное, в нем отсутствует предметное содержание. Решающую роль в общении между детишками должны осуществлять родители.
Уже чуть позже у ребенка уже появляются собственные желания, которые могут не совпадать с желаниями взрослых, растет его желание быть самостоятельным, стремление стать независимым, делать все самому, без помощи взрослых. Это во многом влияет на отношения малыша с родителями и окружающими, а также на поведение ребенка. Это также является особенностью развития детей раннего возраста. Проявляется оно не у каждого ребенка и с различной интенсивностью, но общие симптомы поведения малыша в этом возрасте это упрямство и негативизм, а также строптивость. Малыш отказывается слушаться взрослых, настаивает на своих желаниях, может делать что-либо назло взрослым. Ребенок в этом возрасте требует особого отношения, с ним необходимо много разговаривать, доказывать необходимость действовать так, а не иначе.
Консультацию подготовила педагог-психолог Пардаева Е.А.